Меню Рубрики

Установки в международных отношениях

РАЗДЕЛ V. Система международных отношений

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Система международных отношений

Понятия «мировая политика» и «международные отно­шения». Субъекты международных отношений.

Виды международных отношений.

Роль политических отношений в системе международ­ных отношений. Мировая политика как целенаправлен­ная деятельность основных субъектов международного права: национальных государств, ООН, международных союзов, межправительственных и неправительственных организаций.

Принципы международных политических отношений.

Сущность, содержание и приоритеты мировой политики. Средства и методы мировой политики. Регулятивное воздействие ООН и других международных организаций на состояние и стабильность отношений между нацио­нальными государствами, обеспечение всеобщей безо­пасности. Характерные черты современных междуна­родных политических отношений.

Мировая политика —сфера отношений между го­сударствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагиваающих интересы мирового со­общества.

В разной степени указанные субъекты сотрудничают и со­перничают, преследуя различные, нередко противоположные цели. Это обусловлено взаимозависимостью стран и народов, их стремлением к усилению влияния на геополитические про­цессы, реализации национальных и общечеловеческих потреб­ностей, к достижению баланса политических сил на мировой арене.

Мировая политика — «сердцевина» международных отно­шений — экономических, правовых, идеологических, дипло­матических, военных, культурных и других.

Субъекты международных отношений:

► международные организации (государственные и непра­вительственные);

► общественные организации и движения;

► политические и общественные лидеры.

Главный субъект этих отношений — национальные государ­ства.

Национальное государство — особый тип государства, харак­терный для современного мира. Его правительство обладает су­веренной властью на определенной территории, население кото­рой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней.

Обладая суверенитетом (независимостью в международных делах), государства представляют, защищают и реализуют на­циональные интересы на мировой арене.

Национальные интересы — осознанные государством объек­тивные потребности национальной государственности, побуж­дающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспече­нию благополучия и безопасности граждан.

Деятельность государства на международной арене по реа­лизации своих национальных интересов — это его внешняя по­литика. Она отражает отношения государства с другими субъ­ектами мировой политики.

Внешняя политика государства преследует две цели, нераз­рывно связанные между собой: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполи­тического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества.

Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаи­модействие с международными организациями в целях укреп­ления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничес­тво с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам.

Методы внешней политики государства: заключение двусто­ронних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в тор­говле, научно-технической, экономической, военно-полити­ческой и иных сферах. Нередко используют также методы во­енного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения его к принятию невыгодных ему ус­ловий, возмездия в случае военных конфликтов.

Взаимодействуя между собой, государства создают разнооб­разные по характеру деятельности, функциям, правам и полно­мочиям международные организации — универсальные (объеди­няющие все государства), специализированные (по специаль­ным вопросам), региональные (по вопросам поддержания меж­дународного мира и безопасности). Сегодня действует широ­кая сеть межправительственных организаций:

► Организация Объединенных Наций (всеобщая организа­ция, созданная для поддержания мира и безопасности);

► Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

► Лига арабских государств (ЛАГ);

► Организация американских государств (ОАГ);

► Организация африканского единства (ОАЕ);

► Организация Североатлантического договора (НАТО);

► Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

► Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ).

Значительное влияние на мировую политику оказывают международные монополии или транснациональные корпора­ции (ТНК). Они обладают большими экономическими, фи­нансовыми ресурсами, тесными контактами с правительствен­ными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность международных отношений.

Влиятельным и авторитетным субъектом мировой полити­ки выступают в наше время религиозные организации.

От внутренней политики государств мировую политику от­личает отсутствие центральной власти, управляющей междуна­родным политическим процессом. Это зона повышенного рис­ка, непредсказуемости поведения действующих лиц на миро­вой арене. Характер, направленность и стабильность междуна­родных отношений напрямую зависит от признания и соблю­дения их субъектами норм международного права.

Международное право представляет собой систему правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю госу­дарств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций.

Виды международных отношений:

► политические (играют ведущую роль);

Чем обусловлена ведущая роль политических отношений в сис­теме международных отношений?

► Взаимозависимостью внутренней и внешней политики национальных государств. Военные конфликты, угроза международной безопасности, экологические и сырье­вые проблемы, последствия природных катаклизмов, расширение контактов между людьми объективно требу­ют согласования политических позиций и совместных политических действий мирового сообщества.

► Государства как главные субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностя­ми качественного преобразования мира, формирования нового, более справедливого и демократичного мирового порядка.

► Международные отношения имеют тенденцию к глоба­лизации, усложнению и расширению. Это повышает роль политических механизмов в их регулировании. Главный их регулятор — баланс сил между государствами или блоками государств, соблюдение норм международ­ного права и принципов отношений между странами и народами, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ в середине 1970-х гг.

► В ядерную эпоху вектор мировой политики направлен на разрешение проблем безопасности человечества. Сегод­ня это главный приоритет международных политических отношений.

Читайте также:  Установка пзк на hp 7110

► В основе мировой политики — конкурентная борьба го­сударств за власть и влияние в мировом сообществе, что непрерывно угрожает безопасности человечества. Поэто­му предупреждение и своевременное разрешение проти­воречий, конфликтов между государствами, поддержа­ние баланса политических сил на мировой арене состав­ляет сердцевину международных отношений.

Сущность и содержание международных отношений прояв­ляются в последовательной реализации общечеловеческих ин­тересов и интересов национальных государств. Их субъекты не могут удовлетворить эти интересы, не стремясь к разрешению противоречий и конфликтов политическими средствами и ме­тодами.

Принципы международных политических отношений:

► признание суверенного равенства государств;

► нерушимость установленных границ, признание терри­ториальной целостности государств;

► неприменение силы или угрозы силой в межгосудар­ственных отношениях, мирное урегулирование споров;

► невмешательство во внутренние дела других государств;

► уважение прав и свобод человека;

► равноправие и право народов распоряжаться собствен­ной судьбой;

► развитие сотрудничества между государствами, добросо­вестное выполнение субъектами мировой политики обя­зательств перед международным сообществом.

Характерные черты современных международных полити­ческих отношений.

Противоречивость перехода к многополюсному миру.

Субъектами мировой политики являются более 200 суверен­ных государств, но сохраняется доминирующая роль США. Мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Прояв­ляются противоречия между основными международными центрами силы: США, Западной Европой, Россией, Китаем, Японией, а также между западной, восточной, исламской ци­вилизациями.

Глобализация политических и экономических отношений. Воз­растает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социаль­но-политического развития.

Неустойчивость тенденции к демократизации мировой поли­тики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой по­литики не ускорили движение международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более спра­ведливому мировому порядку.

Изменение границ в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в свя­зи с «бархатными революциями» в Восточной Европе и распа­дом СССР изменило баланс сил в мире в пользу США и НАТО. Они навязывают миру насильственные критерии и методы ре­гулирования международных отношений. Их концепция «транснационализма» оправдывает вмешательство США и НА­ТО во внутреннюю жизнь суверенных государств (военная ак­ция в Косово, война в Ираке), несовместима с нормами между­народного права.

Изучая состояние современных международных отноше­ний, необходимо уяснить тенденции их трансформации, осо­бенности исторической эволюции концепции равновесия сил в ми­ровой политике.

Вестфальская (государственно-центристская) модель мира за- крепила принципы отношений между европейскими государ­ствами, утвердившиеся после окончания Тридцатилетней вой­ны в Европе. Их содержание отражено в подписанном Вест­фальском договоре 1648 г. Страны решили объединиться в международное сообщество, признав сходство своих интересов и необходимость поддержания равновесия в мировой политике.

Венская система международных отношений отражала при­нципы межгосударственных отношений в Европе по окончании войн Наполеона I (1799 — 1815 гг.). Их основы были заложены решениями Венского конгресса, в котором участвовали евро­пейские государства. Отношения базировались на консенсусе великих держав, включая Россию, относительно сложившегося территориального и политического положения в Европе.

Версальско-Вашингтонская система международных отноше­ний — мировой порядок после окончания Первой мировой войны (1914— 1918 гг.). Она отразила изменения в расстановке сил и сохранялась до 1945 г. Сменилась конфигурация ведущих держав. Были «урезаны» территориальные границы Германии, потерпевшей поражение в войне. В проигрыше оказались и ее союзники. Версальский пакт положил начало политике, ори­ентированной на мирное сосуществование национальных го­сударств, создание систем коллективной и региональной безо­пасности.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

закрепила мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны (1939 — 1945 гг.). Ее характерные черты — пере­дел сфер влияния между сверхдержавами — СССР и США (би­полярная, двухполюсная система); соперничество между ними за военно-политическое, экономическое и идеологическое превосходство; возникновение и противостояние военно-по­литических блоков; гонка вооружений; накопление оружия массового уничтожения; мировые конфликты.

Поиск концепции равновесия сил в мировой политике про­должается и в настоящее время, поскольку международные от­ношения нестабильны, не обеспечивают надежной гарантии безопасности государств, народов и регионов планеты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Современные международные отношения. Система международных отношений

С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.

В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.

Истоки понятия

Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.

Читайте также:  Установка контактов в монтажный блок

К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.

Возникновение и развитие теории

Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.

Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.

Основные парадигмы

Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.

Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.

  1. Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
  2. Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
  3. Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.

В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.

История международных отношений

Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.

В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.

По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII — начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.

Понятие

Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.

Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.

Особенности международных отношений

Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.

  1. Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
  2. В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
  3. Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
  4. Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.
Читайте также:  Установка лимита овердрафта нет сбербанк

Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:

  • сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
  • уровень интенсивности: высокий или низкий;
  • с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
  • геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.

На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.

Взаимосвязь политики и международных отношений

Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин «международная политика» также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.

Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие «мировая политика». Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.

Формирование системы международных отношений

На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:

  • обеспечение стабильности в мире;
  • сотрудничество в решении мировых проблем в разных сферах деятельности;
  • создание условий для развития других участников отношений, обеспечение их безопасности и сохранение целостности.

Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.

В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.

Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.

Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.

Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».

Роль государства в новой системе отношений

Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.

По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.

Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.

Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.

Роль экономики

Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.

Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.

источник

Добавить комментарий

Adblock
detector