Меню Рубрики

Установки в популярной психологии

Установка в психологии — это что такое? Понятие установки в психологии

Рассматриваемые в психологии установки человека являются не только его предубеждением. Это некий настрой его физических и душевных сил на ту или иную ситуацию или определенные потребности. Причем, как отмечается в психологии, установка личности находится вне сознания человека. Что же это за явление? Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее. В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны. Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий. В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида. Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности. Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах. Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

История открытия

Что такое установка в психологии? Это внутреннее качество субъекта, не осознанное им самим психологическое состояние, которое базируется на его предшествующем жизненном опыте, а также определенной активности и предрасположенности в той или иной ситуации. Установка определяет и предваряет развертывание любой из существующих форм психической активности. Причем ее наличие позволяет человеку тем или иным образом реагировать на социальное или политическое событие.

Подобное явление было открыто в 1888 г. немецким ученым Л. Ланге. Далее в общей психологии установка вылилась в целую теорию, разработанную Д. Н. Узнадзе вместе с учениками и последователями своей школы. Этапы, необходимые для формирования установки, наиболее полно были раскрыты благодаря такому понятию, как контрастная иллюзия. При этом наряду с простейшими исследователи выделили более сложные виды установок – социальные, ценностные ориентации человека и т. д.

Значительное внимание установкам было уделено С. Р. Рубинштейном. Им было обнаружено, что данное явление тесно связано с бессознательным.

Над проблемой установок в психологии работал и М. Рокич. Этим исследователем было проведено различие между имеющимися у человека установками и его ценностями. Последние являются верой в то, что порой относится к нескольким ситуациям и объектам. Установка же является набором верований, относящихся лишь к одной ситуации или объекту.

Развитие теории

На раннем этапе своего изучения считалось, что установка в психологии – это одна из форм не осознаваемой человеком нервной деятельности. Подобное мнение существовало достаточно долго. Его придерживалась и психология установки Д. Н. Узнадзе. В этом направлении и продолжала развиваться данная теория. Установка в отечественной психологии рассматривалась грузинской школой, в которой состояли последователи и ученики Дмитрия Николаевича Узнадзе. Этим ученым была не только создана теория рассматриваемого явления, но и организована разработка данной проблемы.

Узнадзе объяснял явление восприятия в качестве отражения действительности и поведения живого существа. Кратко это можно разъяснить так. В жизни каждого человека установки занимают важнейшее место. Именно они влияют на восприятие явлений и предметов, мышление, а также волю человека. Прежде чем свершится малейшее движение души, ему будет обязательно предшествовать определенная установка. И тогда на акт воли, восприятия и познания обязательно повлияет жизненный опыт человека, заданная им цель или настроение. При этом не исключены и ошибки. Это позволили доказать экспериментальные основы психологии установки. Об этом говорит, например, опыт с шарами. Человеку предлагалось оценить величину этих объектов. И если вначале ему 10-15 раз демонстрировали шары разного размера, то в его сознании складывалось мнение, что они обязательно должны быть разными. После того как исследователь предлагал ему одинаковые объекты, реакция не изменялась. Человек продолжал воспринимать шары как разные.

С течением времени стало очевидным, что все закономерности и факты, которые рассматривались теорией установки, являются по своей природе общепсихологическими. В связи с этим данное направление стало претендовать на получение статуса общепсихологической концепции.

Уточнение термина

Что такое установка в психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.
Читайте также:  Установка клапан клоп с электроприводом belimo

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе — Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии. Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту. То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Диспозиционная концепция

Существуют и другие теории установки в психологии. Одной из них является диспозиционная концепция В. А. Ядова. Этот ученый предложил свой подход при рассмотрении системообразующих компонентов, отражающих социальное поведение человека.

Рассматриваемая концепция основывается на иерархической системе диспозиций. В триаде, предложенной Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов заменил установку на понятие диспозиции. Это не что иное, как самые разнообразные состояния готовности или предрасположенности человека к восприятию ситуаций. В. А. Ядов рассматривает диспозиции личности в виде иерархической системы, сформированной в результате имеющихся потребностей и условий. В этой системе ученый выделил три уровня. Друг от друга они отличаются разным составом и соотношением входящих в них элементов (установок, потребностей, условий деятельности). Каждый из уровней диспозиции предопределяет соответствующий ему уровень поведения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фиксированные установки

Именно они и находятся на самом первом и в то же время нижнем уровне диспозиции. Что такое элементарная фиксированная установка? Это в психологии определение специфических реакций субъекта на предметную, актуальную ситуацию, а также его восприятие быстро меняющихся воздействий окружающей среды. Элементарные установки формируются исходя из основных потребностей физического бытия, а также простейших ситуаций. Та или иная поведенческая готовность индивида в таком случае закреплена имеющимся у него предшествующим опытом.

Социальные установки

Подобное явление обнаруживается на втором этапе диспозиционной ступени. Социальная установка — это в психологии потребность человека во включении его в контактные группы. Какие при этом возникают ситуации поведения? Они являются социальными. Подобные установки имеют место исходя из оценки отдельных общественных объектов. Учитываются при этом и социальные ситуации. В то же время индивид совершает те или иные поступки. Они и являются элементарной, социально значимой единицей поведения.

Что еще мы понимаем под описываемым термином? Социальная установка — это в психологии не что иное, как устойчивое отношение индивида к людям, а также ко всем процессам и событиям, происходящим в обществе. Именно по ней и может быть дана характеристика личности.

Сам термин «социальная установка» в психологии имеет несколько значений, которые отличаются друг от друга своими особенностями. Так, первоначально под данным определением понималась готовность индивида к решению поставленной задачи. При этом что являлось объектом социальной установки? Это сам человек, а также люди, входящие в его окружение, события и процессы в обществе, предметы духовной и материальной культуры и т. д.

Несколько позже рассматриваемый термин стал иметь несколько иное значение. Социальная установка в психологии – это устойчивое отношение одного человека или группы людей к чему-либо или кому-либо. Внимательное изучение данного явления дало ясно понять, что оно является довольно сложным. При этом подобную установку стали классифицировать не только как психическое состояние личности, но и как ее психологическое свойство.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности. При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности. Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы. Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Читайте также:  Установка брекетов в бузулуке

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

источник

Шесть самых популярных неакадемических направлений в психологии

Психология — довольно молодая наука, ей чуть больше 130 лет. В отличие от многих других научных дисциплин, она кажется интуитивно понятной даже человеку без специального образования, поэтому многие готовы создавать собственные теории о работе сознания, поведении и взаимоотношениях. Порой эти теории получают широкое распространение, но не имеют хорошей доказательной базы. Расскажем о наиболее популярных неакадемических направлениях в психологии.

Соционика

Аушра Аугустинавичюте Автор: Аушра Аугустинавичюте, экономист из Литвы. Она скрестила типологию личности Карла Юнга и теорию информационного обмена польского психиатра Антона Кемпинского. Получилась концепция, описывающая типы так называемого информационного метаболизма и взаимоотношения между этими типами.

Суть: Информационный метаболизм — это способ восприятия, обработки и хранения информации об окружающем мире. Тип метаболизма можно определить, выбирая наиболее подходящие признаки из четырех пар: рациональность — иррациональность, экстраверсия — интроверсия, логика — этика, сенсорика — интуиция. Всего выделяется 16 типов, названных в честь известных людей: например, «Есенин», «Дюма» или «Жуков». Соционический тип с возрастом не меняется, хотя человек часто отказывается принимать свою истинную личность и имитирует поведение других типов. Соционика также изучает взаимоотношения между разными типами: считается, что, правильно типировав людей, можно научиться находить с ними общий язык и понять, кто вас гармонично дополняет, а с кем, скорее всего, возникнут конфликты.

Критика: Соционика до сих пор не добилась официального признания, хотя отдельные научные публикации по этой теме существуют. Среди основных претензий к этому течению — отсутствие единообразности (различные авторы предлагают разные теории и методы типирования, одного и того же человека могут «диагностировать» по-разному), недостаток исследований, эмпирически подтверждающих соционические теории; эксплуатация эффекта Барнума при описании типов, недостаточная надежность и валидность тестов. Кроме того, многие представители течения пытаются типировать незнакомых им лично (например, звезд кино), а иногда и умерших людей, что также не вызывает доверия.

Типология личности по группе крови

Автор: Масахико Номи, японский журналист, воспользовавшийся исследованиями Такедзи Фурукавы о связи темперамента и группы крови, проведенными в 20-х годах ХХ века. Исследования были признаны ненаучными, как и работы Номи, однако они приобрели популярность у простой публики.

Суть: Группы крови неравномерно распространены среди разных рас; более того, люди с одинаковой группой крови схожи по поведению и чертам характера. Например, группа крови 0 свидетельствует о самоуверенности и лидерских качествах, а группа А — о консервативности и перфекционизме. Сама теория является чем-то средним между теорией о типах темперамента и соционикой. Ею часто руководствуются при выборе романтических партнеров, а некоторые HR-менеджеры используют ее при найме сотрудников.

Критика: Исследователи считают типологию такой же ненаучной, как и типологию людей по знакам зодиака. Японский социолог Кенго Навато в ходе исследований не обнаружил значимых различий в свойствах личности между людьми с разными группами крови. Рэйчел Ньюэр в статье «Вы — это ваша кровь», опубликованной в Scientific American, считает, что бум популярности теории в Японии и Южной Корее связан с коллективистским менталитетом этих стран. С одной стороны, эта особенность заставляет людей больше верить гипотезам, быстро обретающим популярность. С другой стороны, склонность к конформизму усиливает неприязнь к «слабым», если верить типологии, группам крови.

Читайте также:  Установка зубного импланта когда можно курить

Теория восьмого навыка

Стивен Кови Автор: Семейный консультант Стивен Кови, автор книги «Семь навыков высокоэффективного человека», соединяет идеи самоактуализации Абрахама Маслоу и техники позитивного мышления и визуализации.

Суть: Существует семь навыков, повышающих эффективность человека: проактивность, видение цели, последовательность действий, стремление к победе, умение слушать, синергия (стремление к творческому взаимовыгодному взаимодействию), постоянное самосовершенствование. Развитие этих навыков ведет к выработке восьмого — «собственного голоса», к созданию уникальной траектории личностного роста.

Критика: Исследования, проведенные Робертом Хубергом, профессором бизнес-школы IMD в Лозанне, не подтверждают связь использования навыков, описанных Кови, и эффективности отдельного человека и компании. Чаще всего с успешностью больше коррелируют другие, игнорируемые и критикуемые Кови черты личности и типы поведения.

Трансерфинг реальности

Вадим Зеланд Автор: Вадим Зеланд, о личности которого мало что известно. На публике часто появляется в темных очках. По его словам, раньше он занимался квантовой физикой и компьютерными технологиями.

Суть: Мир состоит из параллельных реальностей, которые существуют одновременно. В одной из этих реальностей человек может быть никем, в другой — достичь недосягаемых высот. Концентрируя позитивные мысли с помощью различных техник, от визуализации до «слайдов» (образов себя и окружающей действительности в состоянии после достижения цели), человек может притянуть тот или иной вариант развития событий.

Чем осознаннее человек контролирует свои действия, тем выше вероятность, что он сможет самостоятельно выбирать исход событий, которые с ним происходят. Этому мешают так называемые «маятники», возникающие, когда множество людей думают одинаково, и подчиняющие их определенной (часто иллюзорной) цели.

Критика: Профессиональные психологи относят трансерфинг к парапсихологии и мало высказываются по этому вопросу (адепты теории часто используют этот факт как подтверждение своей правоты по принципу «если никто не опроверг, то это истина», забывая о том, что бремя доказательства утверждения лежит на том, кто его высказывает). Впрочем, некоторые отечественные ученые отмечают ненаучность и опасность трансерфинга. Использование визуализации как техники, помогающей творчески мыслить — например, представление различных способов действия в ситуации, — отличается от использования ее в повседневной жизни, когда мысли о результате постоянно подменяют пути достижения этого результата. Людям со слабой силой воли повседневная визуализация может навредить, отгородив их от реального мира. «Маятники» при ближайшем рассмотрении оказываются проявлениями группового мышления. Влияние группы далеко не всегда приводит к подавлению личности: чаще всего принадлежность к группе дает участникам возможность принимать решения коллективно и разделять ответственность.

Нейролингвистическое программирование

Ричард Бендлер Автор: Психолог Ричард Бендлер взял идеи своих кумиров Фредерика Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона и объединил их в новой концепции, активно использующей понятия из кибернетики и биологии.

Суть: Согласно НЛП, объективного опыта не существует — мы познаем мир через субъективные переживания. Наша реакция на те или иные события формирует устойчивое поведение. Но его можно перепрограммировать, изменив отношение человека как к себе, так и к окружающим. У каждого из нас есть свой тип репрезентативной системы, то есть способ восприятия действительности. Система, например, может быть визуальной, аудиальной, кинестетической (обоняние и осязание) или дискретной (логическое осмысление сигналов, полученных через вышеперечисленные каналы). Если определить систему человека, будет проще достучаться до его подсознания и повлиять на его поведение. Для этого надо также научиться использовать правильные формулировки и подстраиваться под собеседника: копировать его позу, ритм дыхания, жесты и эмоции. Адепты НЛП считают, что эта техника позволяет избавить людей от зависимостей, неуверенности, отсутствия эмоционального контроля и других проблем, повысить эффективность и развить навыки коммуникации.

Критика: Кристофер Шарпли, сделавший литературный обзор 15 исследований, проведенных в 80-х годах, считает, что гипотезы, формулируемые в рамках НЛП, не поддаются экспериментальной проверке. Не доказано, что специалист НЛП верно считывает репрезентативную систему человека; также не подтверждено, что корректировки ведут к успеху пациентов. Впрочем, отказывая нейролингвистическому программированию в статусе науки, исследователи подтверждают эффективность НЛП как набора техник и считают возможным применение их специалистами, имеющими психологическое или медицинское образование.

Системно-семейные расстановки

Берт Хеллингер Автор: Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, изучавший сначала богословие, затем психоанализ, и пришедший в конце концов к созданию собственной системы психотерапевтических техник.

Суть: Семья — система, в которой каждый член становится звеном, значимым для всех остальных. Утрата звена, а также события, связанные со звеньями (насилие, алкоголизм), ведут к проблемам для всей системы и каждого ее члена, значительно влияя на здоровье, личные отношения, работоспособность и так далее. Это происходит из-за того, что люди начинают подсознательно отыгрывать не свои роли, пытаясь завершить то, что не завершили их предки.
Для того чтобы помочь пациентам вспомнить травмирующий опыт и наладить диалог с другими членами семьи, Хеллингер придумал специальный метод групповой терапии. Участники группы изображают членов семьи одного из пациентов и пытаются восстановить проблемную ситуацию.

Критика: Теория Хеллингера не подтверждается эмпирически и за это критикуется представителями научной психологии. В 2003 году Немецкое сообщество системных и семейных терапевтов, признавая теоретическую состоятельность подхода, указало на опасность его практического применения. Авторитарную позицию терапевта, его давление на клиента во время терапевтического сеанса осуждают представители неповеденческих видов психотерапии. В то же время некоторые исследования показывают положительную динамику пациентов с определенными типами расстройств — например, зависимостями.

источник