Меню Рубрики

Установки в психологии и социологии

Социальные установки как сфера изучения социологии личности

Понятие «установка» было введено в экспериментальную психологию Л. Ланге в 1888 г. в рамках исследования особен­ностей восприятия и понималось как «целостная модификация состояния субъек­та, направляющая его реакции ивзаимо­действие».
В социологии понятие «социальная установка» (англ. attitude) было впервые употреблено в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В этом труде данный тер­мин обозначал «ориентацию индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы».
Следующий шаг в разработке понятия «установка» сделали ученые Чикаг­ского университета. Дж.Г. Мид . Мид выдвинул гипотезу, согласно которой индивиды развивают свои установки посредством принятия установок других индивидов.

В современной науке существуют две основные модели установок — трехмерная и одномерная. Ученые, придержива­ющиеся первой модели, считают, что структура установки состоит из трех уровней: когнитивного, или познавательного (убеждения и мнения относитель­но объекта: «это должно быть так. »), эмоционального, или аффективного (чув­ства в отношении объекта: симпатия или антипатия) и поведенческого (деятельностные намерения или тенденции по­ступков). При этой трактовке установка отождествляется со стереотипом. Три эти компонента существуют автономно друг от друга, однако в то же время и тесно связаны. В рамках этого подхода установка определяется, как «тенденция оце­нивать некоторую сущность в какой-то мере положительно либо отрицательно, выражаемая обычно в познавательных, эмоциональных и поведенческих реакциях».
В ходе эмпирических исследований не было найдено окончательного подтверждения той или иной модели, уста­новленные факты свидетельствуют, что различить три составляющие установки очень трудно.
Что касается определений отечественных исследователей, то в рамках кон­цепции известного психолога Д.Н. Узнад­зе установка рассматривалась в качестве целостного состояния субъекта, опреде­ляющего в его трактовке get, направлен­ность сознания на некоторую активность.
Другое понимание установки связано с именем А.Н. Леонтьева, который развивал деятельностный подход, заклю­чающийся в том, что сутью установки является предрасположенность к дей­ствию. Такой подход позволяет выделить три функции: интеграционную, координационную, регулятивную. Очень важ­ное положение, по мнению Леонтьева, связано с тем, что установка выступает регулятором социальных отношений.
В современной науке понятие «установка» обычно используется при рассмот­рении «достаточно стабильной совокуп­ности представлений и оценок, касающихся какой-то идеи, объекта или личности».
Д. Катц (1960) выделил четыре функции, которые, по его мнению, выпол­няют установки: познавательную — ко­ординирование деятельности человека по познанию социального мира, в кото­ром он обитает, посредством структури­рования и организации получаемых све­дений; утилитарную — способствование достижению целей, получению вознаграждения и избеганию наказаний; цен­ностно-экспрессивную — формирование понимания человеком того, чем он яв­ляется; эго-защитную — сокрытие каких-либо чувств относительно себя или сво­его положения.

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о наличии связи и установки поведения. Предполо­жения о ее существовании делаются на основании трехмерной модели установок. В ее основе лежит предположение о том, что показателем того, положительна или отрицательна установка, являются как оценочные и эмоциональные, так и по­веденческие реакции на ее объект. Значит, существует возможность наличия опре­деленной степени соответствия между оценочной и поведенческой реакциями.
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, 1954) утверждает, что при обна­ружении каких-либо несоответствий в своих познаниях индивид стремится пу­тем изменения установок уменьшить или устранить появившийся в его сознании когнитивный диссонанс.
В отечественной социологии разработке проблем установки уделял боль­шое внимание В.А. Ядов. Он рассматривал диспозиционно-установочные явления в рамках структуры личности. Ядов полагал, что главной функцией диспозиционной си­стемы выступает психическая регуляция поведения индивида в социальной среде. Согласно его представлениям, устанавливается связь между потребностью, ситуацией и действием: под воздействием ситуации и соответствующих потребностей диспозиционные образования формируются как готовности к действию. Ядов разрабо­тал иерархическую систему диспозиций, включающую четыре уровня.
На первом уровне формируются элементарнейшие установки человека, ко­торые отчасти могут выступать как бес­сознательное, нечто привычное..
На втором уровне вырабатываются некоторые отношения, которые имеют при этом трехкомпонентную структуру (аффективный, когнитив­ный и поведенческий компоненты). На третьем уровне установки связаны со сфе­рой деятельности человека: они выступа­ют уже как базовые социологические характеристики, определяющие направление интересов человека. Четвертый уровень со­ставляют ценностные ориентации лич­ности. Этот уровень имеет такую же структуру, как и три предыдущих, но с тем отличием, что когнитивный компо­нент проявляет себя сильнее других, по­скольку такие ситуации, которые склады­ваются в обществе, требуют размышлений.

Обобщая различные подходы к пониманию социальной установки, можно вернуться к попытке найти теоретичес­кое объяснение социально значимого поведения. Примером такого плодотвор­ного подхода является концепция В. МакДугала (1908). Он считал возможным трак­товать установку через такие понятия, как «инстинкт», «привычки» и «чувства». Уточняя трактовку, можно сказать, что социально значимое поведение обусловлено: 1) инстинктивными побуждениями, которые подсказывает социально-психо­логическая природа индивида; 2) при­вычными действиями ближайшего окру­жения и социальной организации (места работы, отдыха, времяпровождения и т.д.); 3) волевыми ориентациями (волевой ус­тановкой), которую сформировал жиз­ненный опыт и которую человек наме­рен реализовать («я поступлю так, как считаю целесообразным и важным для себя»), исходя как из личных, так и из общественных потребностей.

Изменение и стабильность установок — принципиальный вопрос, возникающий в ходе их исследования. Несмотря на возможность изменения установок из-за убеждения (если источник информации располагает к доверию и авторитетен) и из-за потребности человека в поддер­жании своего знания (информации), они достаточно стабильны, без чего невозмо­жен был бы полноценный процесс самоидентификации. Стабильность установок встречается чаще, нежели их изменение.
В заключение надо отметить, что социальная установка является специфичес­ким явлением, тесно связанным с такими компонентами сознания, как потребно­сти, мотивы, ценности, интересы.
Социальную установку, таким образом, следует рассматривать как детерминирован­ную социальнымопытом модель восприятия и отражения идеальных или материальных объектов действительности, рациональное и чувственное представление о возможно­сти осуществления тех или иных действий для достижения поставленных целей.
Следует подчеркнуть тот факт, что в современной науке прослеживается тенденция отказа от определения установки как готовности к конкретному спо­собу реагирования в пользу предраспо­ложенности личности к данной реакции.
Основной метод измерения социальных установок — шкалирование по­средством шкал Р. Лайкерта, Л. Гутмана, Л. Терстоуна, Э. Богардуса.
Знание о социальных установках имеет большое фундаментальное и приклад­ное значение при изучении обществен­ного сознания и поведения личности и социальных групп, механизмов влия­ния средств массовой информации, политического поведения избирателей, формирования общественного мнения.

Читайте также:  Установка подстанции ктпн 250

16) Социальный конфликт: сущность, причины и условия возникновения. Формы и этапы социального конфликта.
Социальный конфликт — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.
Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе основной социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия

Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, порождают открытую борьбу сторон, противоборство.
Причина социальных конфликтов кроется в самом определении — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой (Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий)

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

§ объекта — конкретной причины столкновения субъектов;

§ двух и болеесубъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

§ инцидента — формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновениеконфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологомГ. Зиммелем. В работе«Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии —конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социологР. Дарендорф создалтеорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основнымипризнаками конфликта являются:

§ наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

§ наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

§ взаимодействие конфликтующих сторон;

§ результаты конфликтного взаимодействия;

§ использование давления и даже силы.

Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:

1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:

§ внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;

§ межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

Читайте также:  Установка purmo ventil compact

§ межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. по направленности конфликтного взаимодействия:

§ горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой;

§ вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой;

§ смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. по источнику возникновения:

§ объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

§ субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

§ созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

§ разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

5. по длительности протекания:

§ кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

§ затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. по своему внутреннему содержанию:

§ рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

§ эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. по способам и средствам разрешения конфликты бываютмирными и вооруженными:

8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

17)Способы предупреждения и регулирования социального конфликта
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.

Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

Непосредственно конфликт — это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:

§ действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);

§ скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте являетсярефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так. как выгодно ему.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

§ своевременное определение причин конфликта;

§ определениеделовой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:

§ взаимное желание сторон преодолеть противоречия;

§ совместный поиск путей к преодолению конфликта.

Существуют различныеметоды разрешения конфликта:

§ избегание конфликта — уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

§ переговоры — позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

§ использование посредников — примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;

§ откладывание — по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

§ третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

Последствия конфликта могут быть:

§ разрешение накопившихся противоречий;

§ стимуляция процесса социальных изменений;

§ сближение конфликтующих групп;

§ усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

Разрешение конфликта может быть:

§ полным — конфликт завершается полностью;

§ частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9212 — | 7420 — или читать все.

источник

Социальные установки

Социальная установка – предрасположенность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установка побуждает человека к определенной деятельности. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием готовности к определенной активности. Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации. Д. Узнадзе полагал, что установки лежат в основе избирательной активности человека, а значит являются показателем возможных направлений деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.

Читайте также:  Установка autocad 2015 sp2

На житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». В. Н. Мясищев в его концепции отношений человека отмечает, что отношение понимается «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», отношение детерминирует направленность будущего поведения личности. Л. И. Божович при исследовании формирования личности в детском возрасте установила, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными но отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них можно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, в результате можно прогнозировать поведение личности в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающая всю сферу ее жизнедеятельности. Понятие «направленность личности» выступает как однопорядковое с понятием социальной установки. В теории деятельности интерпретируют социальную установку как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели» (А. Г. Асмолов, А. Б. Ковальчук).

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд«. Впервые в 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий ввели в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как состояние сознания индивида, регулирующее отношение и нормативное (образцовое) поведение человека в отношении определенного социального объекта, который вызывает психологическое переживание человеком социальной ценности, смысла этого социального объекта. В качестве социального объекта могут выступать личности, группы, социальные нормы, социальные явления, организации, социальные институты (право, экономика, брак, политика), страны и т.п. Аттитюд понимался как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризуются модальностью (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Были выделены четыре функции аттитюдов.

  • 1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  • 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
  • 3) функция выражения (функция ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  • 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

  • когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
  • аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, чувство симпатии или антипатии к нему);
  • поведенческий(конативный)компонент (привычное поведение по отношению к объекту).

Социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Установки формируются:

  • а) иод влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
  • б) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Установки это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно. Но десятки исследований, проведенных в 1960-е гг., показали: то, что люди думают и чувствуют, зачастую имеет совсем мало общего с их реальным поведением. В частности, было установлено, что отношение студентов к шпаргалкам весьма слабо связано с тем, насколько часто они к ним прибегают. Эксперименты Р. Лапьера показали, что аттитюды (отношение человека к какому-то объекту) могут нс совпадать или противоречить реальному поведению человека. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. «Включаться» может то один, то другой аттитюд. В разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поведения человека поэтому будет различным (Д. Кац и Э. Стотленд). Последующие исследования, проведенные в 1970-х и 80-х гг., обнаружили, что наши установки действительно влияют на наши действия при следующих условиях: когда другие воздействия, внешние влияния на наши слова и действия минимальны, когда установка конкретно связана с конкретными действиями и когда она становится потенциально действующей, потому что доведена до нашего сознания. В таких случаях мы будем твердо придерживаться того, во что верим.

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном. На смысловом уровне установки определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для человека. Целевые установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности, связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к ее продолжению. Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и основательно изучен В. Зейгарник. На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения человека в подобной ситуации и прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

источник