Меню Рубрики

Установки в психологии семьи

Семейные установки в психологии. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи

Популярные материалы

Today’s:

Семейные установки в психологии. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи

Брачно-семейная установка – это позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере. Так как социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия – то и в структурном отношении брачно-семейной установки можно выделить такие компоненты: эмотивный заключается в восприятии себя как будущего объекта брачно-семейных отношений, отражает позицию молодого человека по отношению к семейному образу жизни в целом; когнитивный предполагает наличие определенных знаний, необходимых для брачно-семейного взаимодействия; деятельностный определяет психологическую готовность к браку.

Изменение социальной установки можно понять, проанализировав изменения в деятельности, где она протекает (Г.М.Андреева, 2000). Многие исследователи говорят о том, что основной характеристикой наличной социальной ситуации выступает ее нестабильность, характеризующаяся изменениями в системе ценностных представлений (Е.А.Иванова, С.А.Фролов, В.Т.Лисовский, Д.Ван де Каа). В связи с переходом к новому укладу жизни люди переживают «цивилизационный шок», «антропологический кризис» (М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомыслова, Н.В.Кулагина). Слово «кризис» означает «различать», «выбирать». Современная семья оказалась перед выбором: с одной стороны, между традиционными устоями семьи, с другой, между новыми, более радикальными ориентациями в семейной сфере (Л.Э.Ванд, Т.И.Дымнова, В.М.Целуйко). Традиционная семья характеризуется: а) традиционным разделением мужской и женской роли, б) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу, высок авторитет отца, в) жена играет роль матери и хозяйки (М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомыслова). Особенностями эгалитарной (модернизированной) семьи являются: а) эгалитарное (равноправное) распределение ролей; б) демократическая структура лидерства; в) эгалитарная концепция жизни, т.е. нормы равенства мужчины и женщины как в семье, так и за ее пределами.

Семейные установки это. Брачно-семейные и репродуктивные установки современной молодежи

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Лариса Алексеевна, Шишкина Мария Александровна

Повышение уровня рождаемости , которое наблюдается в России с 2000 года, во многом обусловлено проведением активной просемейной демографической политики . В 2013 году проявились признаки снижения и стагнации рождаемости , свидетельствующие об исчерпании стимулирующего воздействия государственных демографических инициатив 2011 года. При отсутствии нового этапа наращивания демографической политики ближайшие перспективы рождаемости будут определяться моделями демографического поведения, которые сложились у малочисленных поколений 1990-х годов рождения в условиях действующей просемейной политики. Цель исследования выявление отношения современной молодежи к семейным ценностям и определение уровня ее репродуктивных установок. Исследование базируется на анализе данных демографической статистики и результатов авторских социологических обследований, проведенных на разных этапах действия современной демографической политики в области рождаемости , с применением метода реального поколения. Научная новизна выполненной работы заключается в сравнительном анализе результатов двух социологических исследований и применении когортного метода для определения уровня и динамики репродуктивных установок поколений 1989 2000 гг. рождения, позволяющего выявить влияние просемейной политики на характер формирующихся у молодежи моделей демографического поведения. На основе проведенного в конце 2015 начале 2016 гг. социологического исследования «Отношение молодежи к семье и детям» получен вывод, что в условиях активной государственной политики в области рождаемости у молодежи сложились достаточно семейно-ориентированные стандарты демографического поведения. Сравнительный анализ с результатами исследования 2013 года показывает, что у когорты 1989 1993 гг. рождения, ставшей адресатом федерального материнского капитала, в условиях пролонгации его действия произошел рост установок детности. В то же время у поколения 1994 1998 гг. в отсутствие новых мероприятий по стимулированию рождаемости наблюдается негативная динамика репродуктивных намерений. На установки детности родившихся в 1999 2000 гг. существующие меры демографической политики влияния уже не оказали. В совокупности со стагнацией общего коэффициента рождаемости и низким темпом прироста суммарного коэффициента это доказывает, что требуется новый этап серьезного усиления просемейной демографической политики . Результаты исследования расширяют представления о механизме влияния демографической политики на формирование брачно-семейных и репродуктивных установок и могут применяться органами законодательной власти при разработке новых мероприятий демографической политики .

Психология семьи и семейного воспитания. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сущность и динамика родительства

С точки зрения биологии самым сильным инстинктом у живых существ является инстинкт самосохранения. Однако существует еще один инстинкт, который может превосходить его по силе — родительский (самопожертвование родителей ради сохранения жизни детей — не редкий случай как в мире людей, так и среди животных). Таким образом, даже у животных родительство определяется не только физиологическими, но и нравственными факторами.

В целом родительское отношение к ребенку подвержено влиянию изменяющихся общественных норм и ценностей — от инфантицида до помогающего стиля воспитания. В современном обществе родители несут юридическую ответственность за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтгогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития .

Родительство — культурно-исторический феномен, характеризующийся состоянием личностной зрелости, обусловливающей готовность заботиться о благополучии и развитии потомства.

Компоненты личностной зрелости родителей:

  • 1. Когнитивный — сформированные представления:
    • • о себе как взрослом ответственном человеке;
    • • ребенке как равноправном члене семьи, нуждающемся в опеке;
    • • процессе воспитания как развитии, а не исправлении недостатков.
  • 2. Поведенческий — деятельность родителя по уходу и материальному обеспечению ребенка, умение общаться с ним соответственно возрасту и индивидуальности, навыки сотрудничества с ним (умение чувственно общаться с ним, понимать ответную реакцию ребенка, сотрудничать с ним).
  • 3. Эмоциональный — устойчиво положительное отношение к личности ребенка, активная заинтересованность в его жизни и развитии, безоценочное принятие ребенка, демонстрация ему, что он дорог, нужен, важен, выражение недовольства отдельными его действиями, но не ребенком в целом. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности.

Читайте также:  Установка и настройка alfresco freebsd

К сожалению, физиологическое созревание к воспроизводству не гарантирует личностной зрелости. На родителей специально не обучают, и часто ошибки и дисгармонии семейного воспитания это не их вина, а их беда. Например, все неблагоприятные личностные черты у ребенка как раз возникают при недостатке любви или ее перверсиях, когда создается либо некий эмоциональный дефицит и ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности или, напротив, он опутан невротической привязанностью родителей.

Еще в 1912 г. вышла статья А. Адлера «Воспитание родителей». В ней он рассматривал обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества. Социальная значимость и массовый характер родительства определяют целесообразность создания и внедрения программ родительского развития по формированию у них личностной зрелости, так как их ущербность неизбежно сказывается на развитии детей, их возможности адаптироваться к детскому саду, школе, на умении общаться, строить отношения со сверстниками др. Воспитание родителей должно являться частью социальной политики, так как многие социальные проблемы общества (алкоголизм, преступность, наркомания, психические расстройства и др.) вырастают из проблем семьи. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для его нормального развития, готовят к общению с представителями мужского и женского пола. Родителю важно знать, что отсутствие наглядного образа взаимоотношений мужа и жены порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, а это помешает в будущем становлению их собственной семьи.

Учебник психология семьи. Е. И. Николаева

Д. В. Ушаков , доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией психофизиологии Института психологии РАН;

В. Л. Ситников , доктор психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения;

Р. А. Березовская , кандидат психологических наук, доцент кафедры обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Введение

Рождаясь мальчиком или девочкой, каждый из нас становится человеком именно в семье. Семья вводит ребенка в мир природы и мир людей, из нее он берет навыки общения и способы познания окружающей среды. Наша страна имеет большой опыт воспитания детей вне семьи – в детских домах. Однако, как бы много финансов ни вкладывало государство в поддержку таких детей, они не выдерживают конкуренции с детьми, выросшими в семьях, часто тратящих много меньше средств на них, чем государство – на детдомовских. Никакими деньгами не купишь тепло человеческих отношений, то самое глубинное, чему обучает семья ребенка, чтобы он стал человеком: за душевное тепло можно платить только душевным теплом.

Потребность в создании нового учебника обусловлена тем, что семья – живой и крайне изменчивый организм. Несмотря на внешне кажущуюся фундаментальность и незыблемость, даже в течение жизни одного поколения можно видеть происходящие внутри нее трансформации. Все меньше семей живет группами из нескольких поколений, все больше возникает смешанных семей, в которых родители вступают не в первый брак, а дети имеют родителей, живущих в других семьях. Мы видим, что многие молодые люди предпочитают заключать брак значительно позднее, чем это делали их родственники несколько поколений назад. Семья из ячейки общества, одной из функций которой была хозяйственная, все больше становится убежищем, где люди ищут психологический комфорт, душевное тепло, а не материальную поддержку. Эти изменения необходимо описать и оценить с точки зрения их последствий для каждого члена семьи.

Данное издание относится к учебникам третьего поколения. Новый стандарт делает акцент не столько на усвоении содержания предмета, сколько на формировании компетенций, то есть умении применять полученные знания в том реальном социуме, в который погружены и студенты, и преподаватели. Особенностью нового стандарта является то, что больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов, поиску ими необходимой информации не из одного, возможно, очень качественного, источника, а из многих. Поэтому учебник, в котором была бы собрана вся информация по предмету, и не столь необходим, и невозможен, поскольку объем информации слишком велик, чтобы быть аккумулированным в одной книге. Таким образом, этот учебник имеет своей целью не создание информационной базы, но описание круга вопросов, направленных на исследование семьи и ее роли в современном обществе, подходов к анализу трудных, возможно, пока крайне конфликтных ситуаций, поляризующих современное общество. Задача учебника состоит не в том, чтобы для подобных случаев дать однозначно верный ответ, а в том, чтобы предложить разные подходы и взгляды на эти сложные проблемы и предоставить студентам имеющуюся на настоящий момент информацию о возможных путях разрешения конфликтов, связанных с семьей.

источник

Как родительские установки влияют на нашу жизнь? Подходы и психологические концепции

Когда родители требуют от детей чего-то, что превосходит их обязанности (например, утешения), тогда дети становятся как будто родителями собственных родителей, а родители — детьми собственных детей. Это искажает отношения между родителями и детьми. Дети не могут защищаться от подобного поведения родителей. Они оказываются втянутыми в определенное переплетение и вынуждены совершить то, на что у них нет права с семейно-системной точки зрения. Позже они начинают наказывать самих себя за это, например, не позволяя себе быть счастливыми в личной жизни или успешными в карьере. Иногда самонаказание может обернуться даже гибелью. Только когда ребенок становится взрослым и понимает, что в его жизни что-то не в порядке, он может попробовать избавиться от такого переплетения, например, с помощью психотерапии.

Старые, традиционные, укоренившиеся, широко распространенные человеческие установки отживают свой век. Вопрос стоит так: либо умрут старые установки и появятся новые, либо наша цивилизация не выживет.

«Я живу не своей жизнью». «Мама всегда говорила мне: перестань вести себя, как твой отец». «Все женщины в нашей семье разводились с мужьями и были несчастны». «Мне кажется, я повторяю судьбу своей матери. Я не хочу этого, но это сильнее меня!». Такие заявления психологи довольно часто слышат от клиентов, и это сигнал к тому, что человек слишком сильно подвержен родительским установкам, которые были даны ему в детстве. Иногда установки не так заметны и ярки, но есть нежелательное поведение, которое человек проявляет раз за разом, и даже видя, что оно приводит к проблемам в жизни, не может от него избавиться. Психолог, разбирая причины такого поведения, как правило, опять сталкивается с этими самыми установками, полученными в детстве. Они бывают очень сильны и разрушительны. Это сложно осознать, ведь в нашем обществе принято считать, что родители любят своих детей и желают им добра (и наоборот). Все, что отличается от этого морального стандарта, может быть подвергнуто осуждению (и это тоже установка, которая передается от родителей к детям!).

Читайте также:  Установка виртуального принтера writer

Во всех таких случаях психолог старается выявить эти установки и дать клиенту их осознать. А вот дальше начинается самое интересное.

Открытие родительских предписаний: Эрик Берн

С понятием родительских установок в наше время знакомы почти все, но мало кому известно, откуда пошел этот термин. На самом деле, открыт он был основоположником транзактного анализа Эриком Берном более 50 лет тому назад. Его самая известная книга, которая значительно повлияла на современную психологию — «Люди, которые играют в игры».

Большое внимание Берн уделял взаимодействиям людей друг с другом или транзакциям. Он считал, что человек во взаимодействии всегда пребывает в одном из трех внутренних состояний: Родитель, Взрослый или Ребенок. То же происходит и со вторым участником взаимодействия, поэтому трансакции могут идти на разных уровнях. Человек в позиции Ребенка, общаясь с другим, занявшим внутреннюю позицию Родителя, реализует те самые установки, полученные в детстве, и реагирует на чужого человека так же, как и на своего родителя, когда был маленьким. Это объясняет, почему взрослые, казалось бы, самостоятельные люди ведут себя странно в некоторых ситуациях: испытывают растерянность, не могут постоять за себя, обижаются и капризничают. В состоянии Родителя люди, наоборот, копируют поведение собственных отца и матери. Наиболее эффективным является состояние «Взрослый», когда человек объективно оценивает реальность, находясь «здесь и сейчас». Внутренний Ребенок бывает манипулятивным или неспособным к ответственности, а Родитель — излишне строгим, обвиняющим и осуждающим, так что человек «пилит» и внутренне грызет себя за проступки.

Эрик Берн считал, что дети получают от родителей сценарий, как жить, он выделял три основных типа: Победитель, Непобедитель и Неудачник. Сценарии жизни, по Берну, выглядят как сказки с хорошим и плохим концом. Например, «Танталовы муки», «Дамоклов меч», «Золушка» [1].

12 типов родительских приказаний

Исследователи транзактного анализа и продолжатели идей Эрика Берна, Мэри и Роберт Гулдинг сформулировали 12 видов неконструктивных установок, которые наиболее сильно и разрушительно влияют на жизнь человека. Они назвали их родительскими приказаниями. Вот эти 12 разрушительных предписаний:

«Не живи». Одно из самых страшных приказаний, которое ведет человека к саморазрушительному поведению. Как правило, такой приказ неосознанно отдают родители, для которых ребенок стал неожиданностью, обузой, создавал большие трудности по причине их собственной неустроенности в жизни. Такие дети во взрослом возрасте склонны к вредным привычкам, изводят себя непосильным трудом, будто специально притягивают к себе травмирующие и трагические ситуации, не умеют радоваться.

«Не будь собой». Такое часто бывает, когда ребенок родился не того пола, который хотели родители. Тогда девочка со временем приобретает мужские черты, а мальчик — женские, испытывая запрет на собственный пол, как бы дико это не звучало. Также бывает, хотя и реже, что ребенок был рожден на замену умершему, которого очень любили, или посвящен кому-то из родственников: в таком случае на него навешивают чужой жизненный сценарий. Сюда же относятся и сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу, непринятие таким, какой он есть.

«Не будь ребенком». Такой приказ отдают инфантильные родители, которые не хотят исполнять свои родительские функции. Ребенку с детства внушается, что «он уже большой» и любым способом на него сваливается огромная ответственность. Такие дети, вырастая, чувствуют, что у них не было детства, ощущают себя родителями своим маме и папе. В психологии это явление получило название «парентификация».

«Не вырастай». Заявление, противоположное предыдущему. Здесь действует следующая логика: «если мой ребенок останется маленьким, то и я не состарюсь, останусь неопределенно долго молодой мамочкой». Такую установку дают матери, для которых ребенок был средством добиться чего-либо, а также слишком фиксированные на своей материнской роли, порой защищаясь таким образом от чего-то. Дети с этой установкой, вырастая, страдают от низкой самооценки и «выученной беспомощности», им трудно внутренне отделиться от матери, и они не чувствуют себя взрослыми, самостоятельными людьми.

«Не думай». Запрет иметь собственное мнение. Кроме того, такая установка ведет к увлечению психоактивными веществами, меняющими сознание, к игромании и другим способам бегства от реальности.

«Не будь успешным». Родитель, отдавший такое приказание, внутренне соревнуется с ребенком. Успех для него чрезмерно важен, вероятно, из-за собственной установки «без достижений ты — ничто».

Читайте также:  Установка газового редуктора at90e

«Ничего не делай». Такое предписание также провоцирует выученную беспомощность и веру в то, что человек ни на что не способен. Это убеждения типа «у меня руки растут не из того места», «ничего не выйдет, лучше и не начинать».

«Не будь первым». За этим посланием стоит убеждение, что быть лидером — опасно. Это стремление уберечь ребенка, корень которого может быть в семейной истории: например, кто-то принял ответственность за других и пострадал от этого.

«Не принадлежи». Ребенку при этом с детства внушается, что он не такой, как все, результат — он не может вписаться ни в один коллектив, везде становится изгоем.

«Не будь близким». Такое предписание ребенок получает в семье, где не принята ласка, доверие, эмоциональная близость. Вырастая, он продолжает так же вести себя в отношениях.

«Не будь здоровым». Страшное предписание, при котором ребенок с детства усваивает, что получить любовь и заботу он может лишь будучи физически больным. Так получаются ипохондрики и люди, мучающиеся всю жизнь психосоматикой.

«Не чувствуй». Это предписание сдерживать свои чувства, вариант которого — не иметь своих чувств, чувствовать так же, как и мать. Одно из наиболее тяжело осознаваемых и распространенных в обществе предписаний [4].

Как формируются родительские установки

Почему же родительские установки так прочны и от них так сложно избавиться? Это происходит потому, что они формируются в раннем возрасте, когда ребенок еще физически зависим от родителей, и даже не понимая слов, воспринимает родительские послания через язык тела. Инстинкт выживания диктует ребенку добиться внимания родителя к себе любым способом, ведь оставшись без него, он может погибнуть. Таким образом у него вырабатывается определенный стиль поведения, а затем закрепляется на всю оставшуюся жизнь.

Основатель телесно-ориентированной терапии Александр Лоуэн считал, что семейные установки влияют на человека буквально, сохраняясь в виде блоков в теле. Это происходит, когда естественные проявления малыша ограничивают и контролируют. Так формируется определенный тип характера, диагностировать который можно, рассмотрев тело человека, его привычную позу и движения. Всего он выделял 5 типов таких дисфункциональных структур характеров: шизоидная, оральная, психопатическая, мазохистическая и ригидная. Они образуются из-за пяти полученных в детстве травм соответственно: отвержение, лишение, соблазнение, подавление и фрустрация [2].

Похожую типологию характеров сформулировала Вирджиния Сатир. Она описывала типы характерного поведения людей, наиболее сильно проявляющиеся в конфликтных ситуациях, и назвала их Миротворец («заискивающий»), Обвинитель, Расчетливый («компьютер») и Отстраненный. Есть и пятый тип: Гибкий или гармоничный. Вирджиния Сатир считала, что неэффективные типы формируются в детстве, их причина — заниженная самооценка и травмирующее окружение, которое формирует у подрастающего ребенка чувство собственной ничтожности. Эти типы также формируются родительскими программами, например, «Не навязывайся», «Не будь трусом», «Не относись ко всему слишком серьезно», «Не наделай глупостей» [3].

Осознание родительских установок: что дальше?

Тема влияния родительских установок на жизнь человека довольно хорошо изучена современной психологией и стала достаточно популярна в последнее время. У этого есть свои плюсы и минусы. Плюсы заключаются в том, что люди лучше понимают, где их собственные желания и стремления, а где — навязанные семьей в детстве в виде воспитания. Это легко понять, даже просто читая о родительских установках: похожие ситуации и послания вызывают в душе эмоциональный отклик. Таким образом люди освобождаются от многих ограничивающих конструкций, осознавая их, и начинают жить полноценной жизнью, позволяя себе больше, чем раньше.

Минус распространения такой информации в том, что некоторые люди используют и понимают ее превратно, и это не приводит к росту. Гораздо легче свалить все свои неудачи в жизни на родительское воспитание, поднять свое несчастное детство на штандарт, как знамя, и выйти в люди, размахивая им, в надежде получить снисхождение и поглаживания. «У меня было такое тяжелое детство, такие токсичные родители, какой с меня спрос?». Но дело в том, что взрослый человек тем и отличается от ребенка, что способен избавляться от последствий детских травм и перестраивать свое поведение в сторону большей эффективности – сам либо с помощью специалиста. У взрослого человека значительно больше свободы действий, чем у ребенка, который живет с родителями. Поэтому, каким бы тяжелым не было детство, но здоровый человек, и даже человек с неврозом, способен изменить свое настоящее.

В идеале, как считал Эрик Берн, взрослый человек должен настроить внутри себя баланс собственных состояний с доминирующим Взрослым. Он полагал, что собственный сценарий можно выявить и «расколдовать» его, то есть дать себе внутреннее разрешение больше ему не следовать. Каким бы путем не следовал человек, но прошлое есть прошлое, и дело каждого — осознать свои ограничения, заложенные в сознании, и позволить себе действовать новым, эффективным способом. Возможно, для этого понадобится несколько лет психотерапии, но результат того стоит.

Автор: Надежда Козочкина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  • 1. Эрик Берн. «Люди, которые играют в игры». — М., «ФАИР-Пресс», 2001 г.
  • 2. Александр Лоуэн. «Биоэнергетический анализ. Теория и практика». — М., «Институт общегуманитарных исследований», 2011 г.
  • 3. Вирджиния Сатир. «Вы и ваша семья». — М., «Институт общегуманитарных исследований», 2014 г.
  • 4. Мэри М. Гулдинг, Роберт Л. Гулдинг «Психотерапия нового решения. Теория и практика». — М., «Класс», 2001 г.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

источник