Меню Рубрики

Установки во время урока

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

Приглашаем к участию
учеников 1-11 классов

Статья «Основные методические приёмы, используемые учителем во время урока».

Методическая разработка учителя математики

МБОУ СОШ№ 42 г.Владикавказа

Основные методические приёмы, используемые учителем во время урока.

Цель данной статьи – оказание методической помощи учителю, который напряжённо работая изо дня в день не успевает ( иногда ) изучать методическую литературу и забывает применять некоторые методические приёмы на уроке, позволяющие сделать урок более интересным, понятным , привлекательным для учащихся, лёгким для восприятия конкретного материала. В связи с этим автор статьи приводит перечень основных методических приёмов урока, который полезно просматривать перед написанием каждого плана урока, определяя цели и задачи урока, тип урока и методы работы на данном уроке. Обращаться к данному перечню нужно в повседневной работе, а не только при подготовке к открытому уроку или при проведении предметных недель. Итак :

4. Работа на переносных досках.

5.Работа в печатных тетрадях.

14. Поиск опечаток в учебнике, ошибок на доске и т. д. (развитие математической зоркости).

15. Пропедевтика преподавания.

16. Осуществление меж. предметных связей.

17. Наличие элементов самостоятельной работы.

18. Создание проблемной ситуации.

19. Грамотная устная речь учащихся, умение комментировать решение, рассуждать.

20.Наличие исторических сведений в ходе урока.

21. Д/з вовремя (до звонка), с комментарием.

22. Требования к рассуждениям учащихся.

23. Вынесение опорных понятий на доску при объяснении нового материала.

24. Обязательна наглядность при изучении нового материала.

Итак: 1 — 24. Кратко прокомментируем каждый пункт перечня.

1-2. Работа в группах, работа парами применяется на уроке с целью разнообразить формы работы, совершенствовать методы самоконтроля, самооценивания и взаимопроверки учащихся; а так же прививает чувство коллективизма и взаимовыручки учащихся.

3.Сильные учащиеся класса, назначенные консультантами помогают своим группам справиться с решением поставленных задач, оценивают работу своих товарищей.

4. При использовании переносной доски, которая может находиться в конце кабинета, расширяется рабочее поле основной доски, не отвлекается внимание всего класса на работающего у переносной доски ученика, повышается накопляемость оценок.

5. Огромный плюс в работе учителя составляют рабочие тетради. В дополнение к учебнику, методичке, дидактическому материалу- они часто являются «палочкой – выручалочкой», которая позволяет глубже изучить данный учебный материал, оперативно делать выводы, быстро ориентироваться в поставленной задаче, понимая « что дано » и «что нужно найти» или «доказать». В использовании на уроке (особенно в классах коррекции) предпочтительнее пользоваться тетрадями, в которых пропущены ключевые слова. В ходе заполнения у учащихся, без всякого заучивания, формируются устойчивые навыки грамотного математического мышления . Кроме того каждая такая тетрадь очень помогает развивать навыки беглого осмысленного чтения, так как в 5 – 6 классах беглое чтение – очень серьёзная проблема. Практически к каждому УМК созданы подобные тетради, например: 1). УМК Волович М. Б.«Математика 5» , « Математика 6» изд. «Вентана-Граф» Москва 2005 г.

2).УМК Погорелов А.В. «Геометрия 7» , «Геометрия 8» авт. Дудницын Ю. П. изд. «Просвещение» Москва 2005г.

3). УМК Атанасян Л. С. «Геометрия 7», «Геометрия 8» изд. «Просвещение» Москва 2004г. и т. д.

Работа в таких тетрадях может проводиться как вслух, так и может быть дана как самостоятельная работа «на оценку».

6. Устный счёт – важнейший компонент урока. Почти каждый урок учитель должен уделять внимание устному счёту, так как он развивает быстроту реакции, экономит время на уроке (особенно во время самостоятельных и контрольных работ).Можно совмещать его с физ. минуткой.

7. Физ. минутка – проводится обычно в младших ( 5-6 ) классах средней школы. Она очень желательна на уроке, так как большинство ребят имеют неправильную осанку, устают от долгого сидения в одной позе и т. д. Так же физ. минутка разряжает напряжённую атмосферу урока.

8. Создание игровой ситуации на уроке , как и физ. минутки , очень желательно, так как вызывает живой интерес к предмету, способствует преодолению страха перед трудностями в изучении математики.

9. Применение сигнальной системы на уроке каждый учитель решает для себя сам. Чтобы пользоваться данным приёмом нужна серия уроков для отработки навыков у учащихся.

10. Самооценивание – своеобразный показатель претензий ребёнка на какую-либо оценку – очень хороший прогноз для учителя. Самооценивание применяется при проверке: домашнего задания, тестов, математических диктантов и т. д.

11. Математический диктант – очень хороший организующий приём на уроке. Он учит слушать и слышать учителя, так как читается каждое предложение один раз (переспрашивать не имеет смысла-повтора не будет, следовательно — отвлекаться нельзя). Учащиеся, владеющие такой формой работы хорошо сразу «схватывают» новый материал, быстрее проходит его закрепление.

12.Нет никакой необходимости говорить о нужности тестирования в свете предстоящего ЕГЭ.

13. Дифференцированный подход к учащимся вам помогут обеспечить карточки с индивидуальными заданиями разного уровня сложности.

14. Ввиду того , что в некоторых учебниках по математике, алгебре, геометрии встречаются разного рода ошибки, а иногда присутствуют специальные задания «Найди ошибку»-можно использовать их наличие на благо урока. Учащиеся, зная о наличии ошибки в тексте, правиле, задаче развивают логику, математическую зоркость и т. д.

15. Нельзя игнорировать и такой важный аспект урока, как пропедевтика. Каждый учитель знает, как дорога каждая минута урока, когда происходит отставание от тематического планирования, особенно в конце года. Профилактика отставания ( когда к каждой теме не хватает 2-3 урока для лучшего усвоения материала) это пропедевтика.

Читайте также:  Установка apache php mysql window

16.По возможности учитель должен в поурочных планах уделять внимание меж. предметным связям .Например: темы «Координатная плоскость», «Масштаб»- можно связать с географическими понятиями, задачи на % смешивание с химией, на свойства материалов с физикой и т. д.

17. На каждом из уроков необходимы элементы самостоятельной работы учащихся, которые так же обеспечивают накопляемость оценок.

18. Как воздух необходимо: 1).создание проблемной ситуации на уроке, для совершенствования учащимися реализовывать накопленные знания 2).умение справиться с проблемой и ощущение радости творчества и победы, и ,как результат, вера в свои силы.

19. Наличие грамотной математической речи – бич наших уроков. Поэтому учитель обязан следить за правильным употреблением понятий, строгим следованиям, вытекающих друг из друга , логических выводов, логически грамотно построенным комментарием к задаче, уравнению и т.д.

20. Исторические сведения из жизни знаменитых геометров , алгебраистов древности и наших дней; доклады на разные темы; исторические задачи, парадоксы и т.д. – всё это развивает интерес к предмету и улучшает усвояемость материала.

21. Д/з должно задаваться в середине урока (после объяснения нового материала), с комментарием всех пунктов Д/з, а не в конце урока (как это обычно практикуется: под шум собирающихся уходить детей).

22. Желательны в речи и действиях учителя на уроке и такие требования а). «-Закончите фразу учителя…» б) «-Учитывая вопрос, грамотно сформулируйте ответ» в). «-Сделайте вывод г)«-Обоснуйте..» д) «-Докажите» е ) «- Приведите другой способ решения».

23.При объяснении нового материала желательно выносить опорные слова на доску, особенно, если данные понятия совершенно незнакомы детям, впервые вводятся на уроке.

24. Наглядность – тема, достойная отдельного обсуждения, но в данном случае нужно отметить её необходимость особенно в младших классах.

источник

Установки во время урока

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

источник

Топ-10 советов, как удержать внимание школьников во время урока

Практические советы, которые помогут учитывать уроки «на одном дыхании» и удерживать внимание учеников на протяжении всего урока.

Прежде чем начать изучение нового материала, расскажи детям о неожиданном факте. Неожиданные сведения о предмете изучения привлекают внимание, вызывают восхищение, а следовательно, и настраивают лучшее восприятие учебного материала.

Во время объяснения делайте на доске схематические рисунки — создавайте интеллектуальные карты, скрайбинги, облачный словарь, разнообразные схемы. Используйте разноцветный мел! Давать студентам учебные анимации, гифки, буктрейлеры…. Например, рассказывает о строении человека, пока он показывает это видео, в котором детально и наглядно показано, как он устроен.

Читайте также:  Установка вспомогательного ремня на логан

3. Мотивируйте практической ценностью

Объясните практическое значение и ценность тех знаний, которыми ученики овладеют во время урока. Сначала расскажите, какие преимущества должны быть у этих учеников.

Если вы чувствуете, что дети устали и не воспринимают учебный материал, попробуйте переключить их внимание — расскажите историю. Но нет, не на абстрактную тему. Существует интересная эффективная методика рассказывания истории с целью обучения — сторителлинг. Например, изучать творчество определенного писателя или ученого, расскажи интересную историю из его жизни — чем человек увлекался и что любил.

Во время рассказа активно задействуйте учеников с помощью вопросов к классу. Такой формат работы будет способствовать усилению концентрированности и внимательности школьников во время урока.

6. Устанавливайте время на выполнение каждого вида работ

Ученики будут внимательны и меньше будут отвлекаться. Все, что нужно для достижения скорости, дух соревнований повышает их мотивацию.

7. Готовьте творческие задания

Предложить ученикам выполнить такие задания, чтобы они могли осознать ценность знаний и применить их в определенных условиях. Например, после изучения типов карт на уроке географии, предложите школьникам создать собственную карту Мнимого острова. Его название, форма, обитатели, могут быть выдвинуты, с условными знаками, масштаб и географическая сетка должны быть созданы по всем правилам картографии. Чтобы определить расстояние между объектами и их географическими координатами.

Изменяйте тональность и скорость повествования. Делайте акценты. Это поможет вам избавиться от монотонности, которая обычно не очень воспринимается школьниками.

9. Проводите разминки во время урока

Если вы заметите, что ученики устали и начинают терять интерес к уроку, самое время провести активную разминку. Этот вид деятельности не только дает возможность воспринимать учебный материал, но и позволяет делать это ежедневно.

Ученики ценят учителей, которые умеют метки и к месту пошутить. Вы можете снять напряжение и установить доброжелательную атмосферу на уроке.

Дубликаты не найдены

вот только это всё хуйня если ученик сидит в наушниках и срать он хотел на учёбу.

11. Освойте несколько акробатических трюков, научитесь жонглировать!

Если чувствуете, что учащиеся устали воспринимать практически ценный, визуализированный и с юмором поданный учебный материал, попробуйте ходить на руках или жонглировать цветными мелками! Это здорово разнообразит занятие и освежит обстановку.

Вы даже сюда добрались! Ценители системы ФГОС, как вы достали. Нет, не было и не будет лучше системы советской школы. Макаренко и Сухомлинский. ВОТ ИДЕАЛ! Их даже в Европе используют, а мы забыли.

Заинтересовать. Вы учебники читали которые выпускают. Даже авторы сами понять не могут, что там накалякали.

Визуализировать. Рисунки показывать 15-летним пацанам и девкам, которые плевать на них хотели. Для них ютуб и инстаграм вот ТОП рисунки.

Мотивировать практической ценностью. Какая ценность если у них у каждого айфон и если что вдруг: ОКЕЙ Гугл, как почесать. уши?

Рассказывать историю. О том как звезды свадьбы свои справляют или кто какой альбом выпустил? В новостях более интересной для них инфы нет, ценности уже не те.

Задавать вопросы. О чем? Как прошли у них выходные, что им интересно? Кого они считают своим идеалом, как человека?

Устанавливать время на выполнение каждого вида работ. Да время будет хватать если ни кто Д/Р не сделал, выставил двойки и го на новую тему. Что в принципе бывало частенько.

Готовить творческие задания. Да они скачают реферат, доклад и презентацию, быстрее чем ты скажешь эти слова. И читать они их не будут.

Изменять интонацию. Ладно тут я соглашусь, в одном темпе объяснять плохо. только и не получится так как на кого-то на орешь, кому то замечания, кого то похвалишь.

Проводить разминки во время урока. Дорогие одиннадцатиклассники, а сейчас мы сыграем в игру, Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Добавлять юмор. С этим как раз проблем нет, так как каждый урок не знаешь, толи плакать толи смеяться.

А теперь послушай сюда дорогой АВТОР (нет). Если бы ты в школе работал то ты бы знал, что с детьми нельзя по хорошему. Они не должны видеть в тебе друга или шута или клоуна. А от нас ФГОС это и требует. Ученик дозревает что учитель прав, только тогда когда становиться НЕ учеником. Не все учителя хорошие, не буду защищать своих коллег, идиотов и среди нас хватает. Но кто будет напрягаться за копейки, да и еще когда что бы ты не делал, все будет плохо. И ты всегда будешь виноват.

Если ты подлизунчик министерства пиши об ФГОС, там где не встретишь учителя, который разотрет твое ФГОС в пух и прах. Я работаю в школе 5 лет, моя мать 38. И ни я, ни она, не использовали ФГОС и НЕ БУДЕМ. А только старая добрая советская школа. Тема, конспект, выучил, зачет. Раздел, выучил, контрольная. Я за все вое время уже 3 раза сдавал ОГЭ и 2 ЕГЭ, по химии и биологии. и меньше 4 у меня дети не получали. А все потому что СР. ТЬ хотел на установки министерства и работаю по накатанной методике, старых советских учителей.

Запомните все кто будет читать, Москве умный выпускник не нужен, и вообще умный школьник для них это враг номер один. Так как мы можем смириться с ихним беспределом, а вот когда вырастут наши ученики, тогда будет им беда. И вы родители не ровняйте учителей под одну гребенку, такие кто держится системе не научат ваших детей..

Читайте также:  Установка задней стойки golf 3

источник

Из практики учителей: нестандартные способы успокоить шумный класс

У всех учителей рано или поздно появляются собственные приемы установления тишины в шумном классе. Речь идет не о рабочем шуме, который более эффективен, чем мертвая тишина, а о шуме, затрудняющем проведение урока, нерабочей обстановке, когда педагога не слушают. Приводим несколько действенных приемов из опыта школьных учителей, которые помогут в управлении классом.

Экстравагантный жест

Тодд Финли, в прошлом преподаватель английского, а ныне популярный блогер образовательного портала Edutopia, вспоминает, как однажды прижал руки к груди и упал на колени перед 36 взбунтовавшимися учениками. В классе мгновенно наступила тишина, ученики оцепенели. Встав с колен, педагог поблагодарил ребят за внимание и продолжил вести урок, словно ничего не произошло. Больше Тодд никогда не прибегал к этому трюку − ведь сработал эффект неожиданности, а добиться его можно только один раз.

Резкий звук

«Кто меня слышит, хлопни раз!» — не меняя тона, произносит Екатерина Анатольевна Прошкина, учитель московской школы. Среди шума внезапно раздаются хлопки, и ученики затихают.

Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс, − объясняет Екатерина Анатольевна , − внимание переключается на объект – источник резкого звука. Но часто этот прием использовать нельзя – пропадает эффект неожиданности, и реакции от учеников добиться уже сложнее.

Шепот

Одну из своих самых запоминающихся партий (опера «Дон Карлос») Федор Шаляпин прошептал. В абсолютной тишине полного зала тихие слова Шаляпина в ответ на могучее, раскатистое пение Василия Петрова тронули зрителей до глубины души. Овации продолжались несколько минут.

Многие педагоги используют похожий прием в школе: не пытаясь перекричать шумный класс, понижают голос до шепота. Вскоре ученики замолкают, чтобы расслышать, о чем говорит учитель.

Интрига

В основе трех следующих приемов − возбуждение любопытства у детей.

Первый : когда успокоить класс не получается, начните тихо, заговорщически общаться с небольшой группой детей. Остальным захочется услышать, о чем вы говорите, и они притихнут.

Второй : начните урок словами: «Пожалуйста, держите в секрете то, что я собираюсь вам рассказать. Возможно, меня уволят, если узнают, что я это сделала». И совсем не важно, что речь будет идти всего лишь о «е» и «и» в приставках или правилах вычитания дробей, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.

Третий прием : когда класс расшумелся, сыграйте удивление и начните демонстративно разглядывать «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой: «подождите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Выдержите паузу, произнесите: «ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.

Коллективная игра с бонусами

В работе с учениками старших классов одной из московских школ хорошо показал себя метод коллективной игры с бонусами. В начале учебного года школьникам было представлено большое игровое поле с задачами, которые предстояло выполнять коллективно. Сделать шаг по игровому полю и переставить фишку ближе к финишу можно было, если класс выполнял задания и не получал в течение недели замечаний от учителей по поводу дисциплины на уроках. Призы в игре (в финале и на промежуточных этапах) − коллективные походы в кино, в боулинг, выезд на пикник.

Задание на доске

Самый распространенный прием мотивировать учеников начать работу, как только они входят в класс, − разместить на доске задание, которое нужно будет сдать в конце урока. Лучше, если новые задания будут появляться на одном и том же месте доски перед каждым уроком.

Общение на перемене

Другой эффективный прием, о котором часто несправедливо забывают: общение учителя и учеников на перемене, до урока. «Спасибо, что пришел вовремя!», «Рада, что ты уже достал учебник, похоже, мы готовы начинать!» — эти фразы учителя не только настраивают детей на работу, но и помогают укреплению эмоциональных связей между педагогом и учениками.

Классом необходимо управлять

Молодые учителя, которые только начинают работать в школе, часто используют одну из двух одинаково неэффективных стратегий управления классом: повышают голос на учеников, делающих что-то не так, или выгоняют их из класса, когда не могут с ними справиться. При таких подходах ученики чаще всего продолжают игнорировать учителя, и это означает, что ситуацию он не контролирует.

Профессор педагогики Гарри К. Вонг, автор книги «Первые дни в школе: как быть эффективным учителем», считает самой распространенной ошибкой то, что учителя не уделяют достаточного внимания управлению классом.

Они ведут уроки, а если что-то идет не так, прибегают к дисциплине. Но управление — это не дисциплина. Вы управляете магазином, а не дисциплинируете магазин. Вы управляете командой, а не дисциплинируете команду, − отмечает Гарри К. Вонг в своей книге . − Управление классом − это методы, которые позволяют учителям учить, а ученикам учиться.

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram- канал .

источник

Добавить комментарий