Меню Рубрики

Установок на семейные взаимоотношения

Установок на семейные взаимоотношения

Семья – это открытая система, члены которой находятся во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимодействии друг с другом и с окружающими системами.

Развитие семьи – это закономерная последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующей стадии.

Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция. Однако в современных условиях на первый план выступают проблемы социального характера, и на семью, ожидающую ребёнка, психотравмирующее влияние оказывает нестабильная экономическая и политическая ситуация, что отражается в появлении «социальной тревоги» [10]. В таких условиях проблема деторождения сопряжена с часто неразрешимыми противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей, до складывающихся со временем или обостряющихся ранее существовавших деформированных взаимоотношений между супругами.

Проблему детности – бездетности можно рассматривать в контексте мотивации, планирования и регулирования деторождения. На уровне семьи обнаруживается влияние таких факторов, как представления супругов об удовлетворенности жилищно-бытовыми условиями, характер распределения обязанностей, совместимость ролевых позиций супругов, их отношение к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания личностью стадий становления брачно-семейных отношений. На уровне личности существуют следующие факторы: установка на деторождение, чадолюбие, отношение к трудностям, характер восприятия жизненных обстоятельств, мера ответственности. Таким образом, на возникновение потребности в родительстве и развитие родительской роли необходимо учитывать влияние целого ряда жизненных обстоятельств [15, 16].

В проведенном нами исследовании, посвященном изучению родительских установок в стурктуре личности женщин, также был затронут вопрос мотивации рождения ребенка. Испытуемым было предложено выразить своё отношение к ряду мотивов рождения ребенка. Среди мотивов было предложено: стремление к бессмертию, повторение себя в ребёнке; выражение благодарности любимому человеку; рождение и воспитание человека, какого ещё не было; укрепить отношения в семье, «привязать» к себе партнёра; вынудить партнёра жениться; чтобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботиться; улучшить жилплощадь; показать родителям, что стала взрослой; вынудить родителей смириться с браком; быть как все; родить «для здоровья»; просто хочу иметь ребёнка; получить материальные выгоды; изменить социальный статус.

Выборка испытуемых состояла из беременных женщин – 203 человека, женщин, имеющих детей в возрасте до 5 лет, – 233 человека и женщин, не имеющих детей, – 154 человека. Всего 590 человек.

Иерархия мотивов представлена в таблице.

Иерархия мотивов рождения ребенка

Просто хочу иметь ребёнка

Просто хочу иметь ребёнка

Просто хочу иметь ребёнка

Рождение и воспитание человека, какого ещё не было

Рождение и воспитание человека, какого ещё не было

Рождение и воспитание человека, какого ещё не было

Выражение благодарности любимому человеку

Выражение благодарности любимому человеку

Выражение благодарности любимому человеку

Чтобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботиться

Чтобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботиться

Чтобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботиться

Стремление к бессмертию, повторение себя в ребёнке

Стремление к бессмертию, повторение себя в ребёнке

Стремление к бессмертию, повторение себя в ребёнке

Изменить социальный статус

Изменить социальный статус

Изменить социальный статус

Укрепить отношения в семье, «привязать» к себе партнёра

Укрепить отношения в семье, «привязать» к себе партнёра

Укрепить отношения в семье, «привязать» к себе партнёра

Получить материальные выгоды

Показать родителям, что стала взрослой

Показать родителям, что стала взрослой

Получить материальные выгоды

Показать родителям, что стала взрослой

Получить материальные выгоды

Вынудить родителей смириться с браком

Вынудить родителей смириться с браком

Вынудить родителей смириться с браком

Вынудить партнёра жениться

Вынудить партнёра жениться

Вынудить партнёра жениться

Таким образом, мы видим, что в современном обществе женщины независимо от наличя-отсутствия или ожидания ребенка практически единообразно распределяют мотивы его рождения. На первый план выходят мотивы, связанные непосредственно с самим ребенком, что делает его самоцелью, а не средством достижения иных целей.

Потребность иметь детей, с одной стороны, социально обусловлена: формируются социальные представления о материнстве и отцовстве, установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности. С другой стороны, эта потребность генетически обусловлена, так как связана с инстинктами материнства и отцовства [1]. Материнский инстинкт направлен на вынашивание потомства, заботу о нём. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован главным образом на защиту материнства и потомства. Как материнский, так и родительский инстинкт – прежде всего преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода. Без инстинкта самосохранения невозможно вынашивание, то есть сохранение беременности. Сама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет своей целью продолжение рода. Следовательно, можно говорить о взаиморазвитии инстинктов самосохранения, материнства (отцовства), продолжения рода [5].

Время возникновения потребности в родительстве жестко не связано с моментом наступления беременности, так как беременность не всегда является результатом намеренных действий по удовлетворению потребности в материнстве или отцовстве. Часто беременность наступает в результате удовлетворения другой потребности – сексуальной. Следовательно, возможны различные варианты развития, когда беременность:

а) может наступить на фоне уже сложившейся потребности в родительстве,

б) может послужить условием её возникновения,

в) может не повлечь за собой никаких изменений в мотивационно-потребностной сфере, когда появление ребенка не сопровождается появлением ценностного отношения к нему и не влечет появление потребности в любви и уходе.

В последнем случае родительство или не наступает (прерывание беременности или прерывание отношений мужчин с беременной женщиной), или «встраивается» в актуальное содержание потребностно-мотивационной сферы личности и побуждается иными потребностями, что порождает широкий круг мотивов, не всегда адекватных для воспитания ребёнка [6].

Не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей. Случается, что многие люди создают семьи, ещё не созрев для этого и не обладая необходимыми для воспитания детей знаниями и опытом. Одно из необходимых качеств, которым должны обладать родители, это ответственность за развитие семьи в целом, взаимоотношения с другими членами семьи и т.д. Другим важным качеством является моральная готовность к воспитанию своих детей [16].

По мнению Н.А. Гительсон [2], по важности и актуальности аспект желанности для ребёнка находится в одном ряду с любовью к нему, ответственностью за него, защитой, обеспечением. Вновь обращаясь к характеристикам испытуемых, принявшим участие в нашем исследовании родительских установок, интерес представляет анализ планированности – незапланированности беременности и рождения ребенка. Так, из 203 беременных женщин свою беременность планированной назвали 146, что составляет 72 % от общего количества беременных. Соответсвенно, 57 человек (28 %) имели незапланированную беременность. Из 233 женщин, имеющих детей, планированным их появление назвали 150 (64 %). Незапланированными были дети у 83 женщин (36 %). Таким образом, треть испытуемых из числа беременных и имеющих детей женщин имели незапланированную беременность. С одной стороны, процент достаточно велик и мог бы служить тревожным сигналом, говорящим о незрелости, неподготовленности женщин к материнству и, как следствие, приводящий к нарушению семейного цикла семьи. Последствия воздействия данной трудности на семью могут быть разнообразными: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т.п. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведёт к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревоги.

Читайте также:  Установки по получению моторного топлива

С другой стороны, поскольку все незапланированные беременности либо уже закончились рождением ребенка (у испытуемых с детьми), либо женщины готовятся к родоразрешению (беременные), то можно говорить о том, что данные беременности не являются нежеланными. В данном случае по классификации семейных трудностей непланированная, но желанная беременность характеризуется резкой сменой образа жизни семьи, «наложением» на другие трудности, но является связанной с этапами жизненного цикла семьи.

Не обязательно нежеланность детей ‒ всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А.И. Захаров [5] выделяет несколько категорий детей:

– случайным, то есть не ожидаемым в данное время оказывается ребёнок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребёнка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности;

– вынужденный – появляется, когда его ещё не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака;

– преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители ещё не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребёнку приходиться по мере его роста;

– несоответствующий по полу ребёнок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке и наоборот. Чаще встречается у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) правильнее говорить как о лишних по полу детях.

На формирование чувства материнства, отцовства большое влияние оказывает детский опыт. Это главный фактор, который ложится в основу планирования будущей семьи, считает В. Сатир [12]. Одна из важнейших закономерностей – неосознанная тенденция повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса следующий: человек усваивает путем неосознанного подражания поведения значимых для него людей по отношению друг к другу. Ребёнок обучается своей будущей роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола.

Внимание следует уделять и тому, какое место в структуре семьи ребёнок занимал среди сиблингов и в целостной структуре семейных отношений в целом, а также типу этой структуры. Обнаружена тенденция воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди сиблингов. В целом сценарий социализации (по Дружинину В.Н.) выглядит так:

1) дети первоначально получают в качестве образца модель отношений с супругами в родительской семье;

2) затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях с сиблингами;

3) на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье [4].

Исследования А. Шутценбергер [17] показывают, что передаются из поколения в поколение обычаи и привычки в браке, возраст на момент замужества (женитьбы) и рождения детей, число детей, особенности их воспитания.

Печниковой Е.Ю. и Цветковой Н.А. [8] было проведено исследование с беременными женщинами и их супругами по выявлению эффективных и неэффективных неосознанных установок, унаследованных от предыдущих поколений, а также основных детерминант, взятых обоими супругами из родительских семей. На основании полученных данных был сделан вывод об их существенном влиянии на актуальное состояние сознания и, как следствие, на возможность или невозможность зачатия и успешного вынашивания ребёнка.

Родительское отношение к будущему ребёнку основывается на родительских представлениях и установках. Родительские представления включают установки, ценности, восприятие ребёнка и родительской роли, представления и ожидания, связанные с развитием ребёнка. Родительские установки определяют готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Исследования Савиной Е.А. показывают, что на характер установок влияют социально-экономический статус родителей и удовлетворенность браком супругов [11]. Родительские представления остаются относительно неизменными в течение достаточно длительного периода времени и оказывают значительное влияние на развитие ребёнка [7, 12].

На родительское отношение к ребёнку и его воспитание оказывает влияние и характер взаимоотношений супругов. Чувства супругов к своему будущему ребёнку нельзя отделить от эмоциональных переживаний, возникающих по поводу всей семейной ситуации в целом, а также от чувств к супругу (супруге).

Каждый ребёнок рождается в уникальной совокупности всевозможных факторов, даже у одних и тех же родителей и зачатие, и беременность, и рождение ребёнка происходит в определенной атмосфере, которая влияет на ребёнка в будущем.

В. Сатир [12] выделяет влияние следующих факторов:

  • физическое состояние во время беременности;
  • соответствие новорожденного психофизическим нормам;
  • неудовлетворенность отношениями с супругом, либо его отсутствие;
  • кризисный период жизни одного из супругов или семьи в целом;
  • материальное положение семьи;
  • многодетность;
  • уровень образованности родителей; их образ жизни и мировоззрения.

По мнению Добрякова И.В. [3], семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, её функционирование характеризуется нестабильностью. Изменения эмоциональной жизни беременной женщины как жены и матери ведут также к перемене внутрисемейных отношений, так что каждая беременность неизбежно сопровождается семейным кризисом. Появление ребёнка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи. Его рождение изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т.д. Если все эти и другие задачи приходится решать быстро, а к ним ещё прибавляются нерешенные проблемы из ранее бывших этапов развития семьи, то сама ситуация становится стрессором. Многое зависит от стадии жизненного цикла семьи, в которой появляется ребёнок. Часто его рождение является результатом бессознательного желания мужа и жены разрешить семейные проблемы, их надежды на то, что рождение малыша улучшит их отношения, сделает ближе друг к другу. Рождение ребёнка в критической ситуации (а зачастую – попытка разрешить её с помощью беременности и родов) отрицательно влияет на успешность установления эмоциональных связей родителей с ребёнком, на взаимоотношения между супругами, способствует формированию отклонений семейного воспитания.

Читайте также:  Установка и удаление программ нет word

Таким образом, стиль воспитания и родительские позиции начинают формироваться задолго до рождения ребёнка. Огромное значение имеют не только душевные качества, жизненный опыт и характер родителей, но и те причины, обстоятельства, в связи с которыми рождается ребёнок. Важными характеристиками семьи, влияющими на формирование и развитие ребёнка, являются: наличие этой семьи (в т.ч. обоих родителей в ней), состояние взаимоотношений, планирование беременности, её желанность, мотивы беременности, степень выраженности у супругов инстинктов материнства и отцовства, опыт детства супругов в родительской семье. Эти факторы взаимосвязаны. Одни из них обусловлены генетически (инстинкты), другие – социально (например, традиции воспитания в родительской семье).

Рассмотрев теоретические аспекты проблемы, можно сделать вывод, что психологические и социальные проблемы материнства и шире – родительства – должны стать приоритетной областью научных исследований и практической работы. От родительских установок и воспитания зависит будущее детей, а значит и будущее государства.

Статья подготовлена а рамках Проекта № 02-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Щебетенко А.И., д.псх.н., профессор, ФБГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры», г. Пермь;

Хрусталева Т.М., д.псх.н., профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

источник

Различные типы взаимоотношений в семье

По сети бродит народная мудрость: семья – это маленькая страна, в которой ПАПА – президент, МАМА — министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций в семье. ДЕТИ – это народ, который постоянно что-то требует, возмущается и устраивает забастовки. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Действительно ли эта формула семейных отношений подходит для большинства людей или не такая уж она и обобщающая, как нам кажется? И какая же характеристика взаимоотношений в семье в таком случае будет эталонной?

Говорят, что каждая из счастливых семей несчастлива по-своему. Ведь и правда, существуют некоторые характеристики семейных взаимоотношений, благодаря которым, мы чувствуем себя в кругу своих родных людей спокойно и гармонично. Однако, может быть и по-другому. Бывают случаи, когда люди, призванные стать самыми близкими, становятся причинами постоянного стресса и неудовлетворенностью жизнью.

Различные характеристики отношений в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми, действительно имеют место. Поняв механизм их действия и разобравшись, в каком виде взаимоотношений пребывает отдельно взятая проблемная семья, можно попытаться найти выход и устранить проблему.

Характеристики семейных взаимоотношений

Какие бывают характеристики взаимоотношений в семье?

Выделим 7 основных типов и рассмотрим каждую из характеристик в отдельности:

Традиционная семья

Это идеальный тип взаимоотношений. Он довольно гармоничен и основная его характеристика — стабильность. Здесь царит любовь, уважение и взаимопонимание. Супруги едины во взглядах на жизнь. Нельзя сказать, что в таких семьях не бывает разногласий, однако, все шероховатости и углы тут сглаживаются спокойно и к обоюдному удовольствию. Такие слаженные взаимоотношения мужа и жены — результат их глубокого уважения друг друга и заботы. Подобные семьи чаще всего долговечны и причин тому – масса. Главная – это позитивный пример семьи в которой выросли будущие супруги. Как показывает статистика, ребенок, выросший в полноценной семье, где преобладает любовь и согласие, подсознательно проецирует такие взаимоотношения и в свою будущую семью.

Естественно, что большинству хотелось, чтобы в их семьях характеристика взаимоотношений была именно такой, как выше описано. Однако это удается далеко не каждому. К сожалению, традиционная семья, как вид взаимоотношений в чистом виде, встречается все реже.

Родительско-детские

Когда один из супругов, неважно муж либо жена, как правило, гораздо старше своего партнера. Причем возрастной интервал между мужем и женой может мыть самым разным от семи, до двадцати и более лет. Один из супругов строит свое поведение с позиции ребенка, безответственного и капризного, а другой — его балует, опекает, заботится, но и контролирует, воспитывает, делая всевозможные замечания. Один из пары в роли «взрослого» возлагает на себя все обязанности по решению большей части житейских проблем, начиная от финансового обеспечения заканчивая любыми организационными вопросами.

Как правило, такая характеристика взаимоотношений присуща совсем молоденьким женам и их состоятельным мужьям зрелого возраста, либо же, в случае, когда в союз вступают слабые, инфантильные и несамостоятельные юнцы с более зрелыми доминирующими женщинами, привыкшими «весь воз тащить на себе».

Такие взаимоотношения могут безоблачно длиться довольно долго. Разрушаться эта идиллия будет только в случае, когда супруг – «ребенок» начнет «взрослеть». Ему постепенно станет в тягость чрезмерная опека и постоянный контроль. Доминирующий партнер будет вызывать только раздражение. Что приведет к краху таких взаимоотношений.

Классическая тирания

В семьях такого типа существует только одна личность – сильного и властного супруга — тирана. Интересы и потребности остальных членов семьи в расчет не берутся, границы их личностей как бы смазываются, подчиняясь требованиям тирана-диктатора.

Доминирующий супруг или супруга будет контролировать каждый шаг любого из членов семьи, указывая домашним, как себя вести, что делать, как распланировать свой день. Тиран методично и не без удовольствия указывает остальным на их недостатки. Он единственный распоряжается семейным бюджетом, указывая своей второй половине, как зарабатывать деньги.

В таких семьях довольно часто встречается и рукоприкладство. Далеко не каждый может долгое время чувствовать себя комфортно при таком семейном укладе. Классическая тирания в норме может существовать лишь на начальном этапе взаимной влюбленности и как долго будет продолжаться такой тип взаимоотношений зависит от большого количества факторов.

Читайте также:  Установка деталей по шести точкам

Взаимоотношения — «зависимость от зависимости»

Встречаются, когда в семье есть алкоголики, наркоманы, игроманы и другие зависимые категории людей. В этом случае, зависимый человек подчиняет себе всех членов своей семьи, совершенно не думая об их потребностях и желаниях. Созависимые в этой семье занимаются только решением проблем зависимого. Пытаясь из последних сил вытащить его из пропасти, спасти от пагубной страсти, они бессознательно полностью лишают себя нормальной жизни, жертвуют своим благополучием.

В таких семьях также может встречаться рукоприкладство, вплоть до трагического финала. Семья в таких случаях может сохраниться лишь тогда, когда у зависимого человека появится серьезная причина раз и навсегда победить свою страсть. Счастливое разрешение таких историй встречаются нечасто. Обычно, семьи разрушаются, когда терпению созависимого супруга приходит конец.

«Каждый сам по себе» или разобщенная семья

Такие семьи иногда кажутся постороннему глазу весьма благополучными. Тут очень четко распределены границы между супругами. Каждый из них, практически, живет своей отдельной, независимой от партнера жизнью, не посягая на интересы и свободу другого. Чаще всего, это пресловутый «гражданский брак» или гостевой брак, где один партнер, скорее женщина, считает себя замужней, а второй — мужчина, считает себя свободным. Реже – наоборот. Муж и жена могут жить отдельно друг от друга, в разных городах, даже в разных странах.

Такие семьи могут существовать довольно долгое время, но и этим взаимоотношениям приходит конец. Причин разрыва — множество. Чаще всего, происходит изменение в мировоззрении одного из партнеров и с его стороны меняется характеристика их так называемого «брака». Безусловно этот партнер будет пытаться переубедить свою половину пересмотреть свои убеждения и взглянуть на их семью через призму его новых ценностей. Однако, этому не всегда сопутствует сохранение семьи.

Дружеские взаимоотношения (братско-сестринские)

Звучит, многообещающе, однако, такие семьи не реже остальных обречены на разрыв. Казалось бы, у мужа и жены прекрасное взаимоуважение, общие интересы, какая-то общая работа или цель, к которой они идут. Они неплохо способны понять друг друга без слов. Но, братско-сестринские отношения исключают между партнерами взаимное притяжение, плотскую страсть. Тут нет места для секса. Поэтому крах в такой семье чаще наступает, когда один из супругов находит человека, который вызывает в нем бурю эмоций, сексуальное желание, которое нынешний партнер не способен был вызвать.

Отношения «Фейерверк»

Тут оба супруга довольно эмоциональные личности и не лишены артистических способностей. Муж и жена постоянно соперничают друг с другом. Эта семья – вулкан или итальянская la famiglia. В этих отношениях никто не желает уступать. Как поет Святослав Вакарчук: — Я не сдамся без боя! Здесь все проблемы и недопонимания решаются путем громких скандалов. Бурными выяснениями отношений напоказ их не удивишь. Любые «сцены у фонтана» тут становятся достоянием соседей и выносится на их строгий и не всегда объективный суд.

Однако, после бурной ссоры наступает такое же эксцентричное примирение. Муж и жена получили неплохую эмоциональную разрядку, как говорится, проорались, выплеснув свой негатив. И теперь, как ни в чем не бывало, они готовы жить себе дальше, до новой ссоры, которая не заставит себя долго ждать. Самое интересное, каждый из партнеров считает свою семью вполне благополучной и не жалуется на горькую судьбу.

Долго ли может просуществовать такая семья? Да, довольно долго. Оба супруга, как бы подпитывают друг друга своими эмоциями и живут себе вполне гармонично, как им кажется, однако, тут стоит спросить мнения их соседей, которые кем только не выступают: зрителями, третейскими судьями, громоотводом и скорой помощью вместе взятыми. Не устали ли эти несчастные выносливые люди, которые вынуждены терпеть весь этот фейерверк эмоций? И не захотят ли они однажды больше не встревать в эти бурные выяснения отношений, спасая одного из супругов от другого, дав им либо все же помириться самим, либо поубивать друг друга, что бы наконец-то наступила долгожданная тишина в их доме?

Типы взаимоотношений и их влияние на детей

Каждая из характеристик семейных взаимоотношений, естественно, накладывает свой отпечаток на душевно – психическое, нравственное и умственное развитие ребенка, который растет и развивается в семьях с вышеизложенной классификацией.

В семьях с любыми дисгармоничными признаками высока вероятность того, что эти особенности ваших взаимоотношений нанесут серьезный вред психоэмоциональному и нравственному развитию вашего ребенка. Его и без того хрупкая детская психика будет искажаться под влиянием нездоровых отношений в семье, претерпевая чаще непоправимые последствия и нанося вашему чаду серьезные психические травмы.

Так у ребенка, выросшего в семье тирана, могут развиваться склонности к садизму, психическим расстройствам различной классификации. В то время как, в традиционной семье, где взаимоотношения, близки к идеальным, как правило, вырастет спокойный, уравновешенный ребенок, с нормальной самооценкой, который впоследствии разовьется в успешную самодостаточную личность.

Зависимость характеров от среды воспитания

Среди факторов, влияющих на жизнеспособность семьи и благополучное ее существование, выделяются: уровень воспитания, образованности партнеров, привитые жизненные ориентиры, нравственные убеждения и принципы, то есть те характеристики, который муж и жена получают от своих родителей, являющихся примером для них. От того, совпадают ли все вышеуказанные условия зависит возможность семьи к движению в одном направлении, к конструктивному решению конфликтных ситуаций, к ее гармоничному существованию и развитию.

Как правило, почти ни один из выше описанных типов семейных взаимоотношений не встречается в природе в кристально чистом виде. Так к характеристике традиционной семьи часто подмешаны братско-сестринские взаимоотношения, а созависимые взаимоотношения, встречается, что в довесок отравлены проявлениями тирании. Это естественно усложняет задачу психолога, которому предстоит решать проблему корректировки взаимоотношений отдельно взятой семьи. Усложняет, но не делает невозможным. Поэтому ради гармоничного и комфортного существования ваших взаимоотношений можно и нужно обращаться к грамотному специалисту. Как говорится, дорогу осилит идущий. Поэтому, распознав в своем семейном союзе тревожные признаки дисгармонии, постарайтесь бросить все силы, чтобы вывести ваши отношения на уровень счастливой. Да, это дело не простое, но игра стоит свеч.

источник